Урало-Сибирская научно-практическая конференция |
|
|
Т.В. Раева
Одним из критериев модернизации в социокультурной области является секуляризация образования и распространение грамотности. Изучение организации школьного дела в городах Урала позволяет увидеть, как государство через образовательную систему содействовало формированию «нового» общества, и насколько горожане были готовы и участвовали в процессах модернизационных преобразований. Интересные сведения по указанной проблеме дает «Вестник Оренбургского учебного округа», издававшийся при попечителе Оренбургского учебного округа с 1912 по 1915 г. Журнал имел три отдела: официальный, педагогический и научный. В официальном отделе приводились распоряжения по Департаменту народного просвещения (ДПН) и Оренбургскому учебному округу, касающиеся формирования школьной сети, образовательного процесса и кадров. В педагогическом отделе содержались сведения об устройстве школ в других странах, работы по методике преподавания различных дисциплин, рецензии на педагогическую литературу, хроника школьной жизни за границей, в регионах России и Оренбургском учебном округе. В научном отделе помещались сочинения по истории, этнографии Уральского края. На основе анализа материалов «Вестника Оренбургского учебного округа» можно выявить следующие тенденции государственной политики в области образования и трансформации традиционных моделей жизни горожан в начале ХХ в.: 1. Унификация и централизация управления учебным процессом. ДНП разрабатывал и утверждал учебные программы дисциплин, в соответствии с целью народного образования – «дать учащимся религиозно-нравственное воспитание, развить в них любовь к Богу, Царю и России, уважение закона и труда» (1, с. 18). Он устанавливал количество часов по предметам в неделю в разных типах учебных заведений. В каждом журнале печатался список книг, допускаемых в качестве учебных пособий. 2. Контроль за качеством обучения. Попечитель регулярно предпринимал инспекционные поездки и делал представления о состоянии и мерах улучшения образования в учебном округе (2, с. 182–191; 3, с. 321–346). Ученый комитет ДНП занимался изучением результатов письменных экзаменационных работ учащихся по различным дисциплинам (1, с. 8–9, 28–31, 48–49). В целом отмечался низкий уровень знаний и умений учащихся, причина которого в неудовлетворительном преподавании и обеспечении уроков учебным оборудованием. Было рекомендовано обращать внимание на воспитательный характер обучения, практическое применение знаний, широко использовать наглядный материал, осваивать научную методику преподавания. 3. Повышение уровня образования, выразившееся в увеличении длительности процесса обучения (4, с. 226; 3, с. 548). 4. Развитие технического образования. Потребности заводов Урала в квалифицированных технических кадрах обусловили процесс развития сети ремесленных учебных заведений, профессиональных классов и курсов (1, с. 19–20). 5. Развитие системы частного образования. Значительная часть открываемых частных учебных заведений занималась подготовкой детей к поступлению в низшие классы учебных заведений, компенсируя тем самым отсутствие дошкольной системы образования. Однако открывались начальные и средние частные школы (6, с. 446). 6. Забота о физическом и эстетическом воспитании учащихся, посредством заведения соответствующих залов, проведения сокольских праздников (3, с. 378–379), выставок ученических работ по графическим искусствам и ручному труду (5, с. 240–241), введения программы о вреде алкоголизма в школе (7, с. 134). 7. Контроль за квалификацией педагогических кадров. ДНП установил строгие требования для кандидатов на должность учителя или учительницы (8, с. 355–359), но проблема низкой подготовки педагогов сохранилась. Для ее устранения в 1912–1914 г. были организованы краткосрочные педагогические курсы для подготовки преподающих неправоспособных кандидатов (6, с. 634, 649–650). Цели повышения квалификации служили отправки педагогов на профессиональные съезды, подача полной информации об их работе в журнале (8, с. 250–253). 8. Популяризация опыта воспитательных организаций, которые можно расценивать как институты гражданского общества: например, пермского общества «Светлая юность» (1, с. 55–57), екатеринбургского общества «Уральский майский союз» (4, с. 158–161). 9. Формирование системы социальной защиты служащих учебных заведений. Учителя получали жалование из казны, городские и земские учреждения могли увеличивать из своих средств оклад и выделять квартирное довольствие. Разрешалось устраивать ссудо-сберегательные кассы для служащих в учебных заведениях (2, с. 153–156.). Преподавателям гарантировалось получение пенсии из казны (1, с. 1–2). Педагогический персонал имел право на месячный отпуск (8, с 399–400). Мужчины, достигшие призывного возраста и получившие назначение на преподавательские должности, зачислялись в запас армии (4, с. 228–229). Дети учителей и всех служащих, прослуживших не менее 10 лет, освобождались от платы за обучение (4, с. 237). 10. Создание условий общедоступности образования, развитие системы льгот. Притом, что плата за обучение была сравнительно невысока, широко практиковалось присвоение «беднейшим и достойным по поведению и успехам» ученикам (нередко из инородцев) стипендий, которые использовались для взноса за право учения (4, с. 227, 231–232). Инородцы пользовались льготами при поступлении в учебные заведения. Приезжие учащиеся могли получить место в общежитии, им гарантировался льготный проезд на транспорте в пригородном сообщении (4, с. 229). 11. Втягивание школы в финансовую систему. Устройство и содержание школ осуществлялось частично за счет казны, в основном же за счет местных городских и земских учреждений, сословий, частных лиц и сбора за учение. С целью создания дополнительных статей дохода для школы было разрешено помещать в облигации кассы городского и земского кредита капиталы казенных учреждений (7, с. 132). Таким образом, государство постепенно совершенствовало систему образования. Обучение становилось общедоступным и ориентированным на практическое применение знаний. Школа давала знания и воспитывала патриотичного, нравственного, трудолюбивого гражданина. В деятельности ДНП наблюдался отход от односторонних распоряжений, сама структура «Вестника…» предполагала взаимодействие учебных заведений и общественных воспитательных организаций с Департаментом, общественная инициатива находила если не финансовую поддержку, то одобрение своей деятельности. Государство начало создавать систему элементарной социальной защиты учителей. Консервативный характер реорганизации школьного дела связан скорее не с настроениями общества, а с позицией власти, допускавшей частичную модернизацию при минимальных затратах со стороны государства.
Примечания |
28.07.2003.
13.08.03