Урало-Сибирская научно-практическая конференция |
|
|
О.Ю. Харитонова
Послевоенное время не внесло существенных изменений в атмосферу общества, ожидаемого послабления сталинского режима не произошло, наоборот, с новыми темпами стали набирать обороты кампании по борьбе с космополитизмом, поиском новых врагов. Мощная идеологическая кампания, развернутая в средствах массовой информации, была инициирована партийным руководством страны и осуществлялась местными партийными органами. Государственная идеология была направлена на пресечение появлений в обществе взглядов, настроений идущих вразрез с официальной доктриной. В сфере постоянного наблюдения партийных комитетов находились вузы. Партийно-государственные установки регламентировали научную жизнь вузов, лишая ученых возможности отстаивать свои взгляды. Выявить отношение научно-педагогического сообщества к государственной политике образования, позволяют отчетные материалы специальных бригад по проверки высших учебных заведений, в которых фиксировались недостатки в работе как отдельных преподавателей, так и вузов в целом. Источником, отражающим общественные настроения в профессорско-преподавательской среде, являются материалы заседаний ученых советов и партийных собраний. В большинстве случаев научно-педагогические работники выражали свою солидарность с руководством партии, строго соблюдая все предписания и постановления. В Челябинском медицинском институте отмечается, что все кафедры института строят свою учебно-воспитательную работу на основе исторических постановлений ЦК ВКП (б). Научные работники самостоятельно изучают основы марксизма-ленинизма. Например, проф. Федоровский изучил I том сочинений т. Сталина, т. Василевский – работу В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», т. Лаптев – закон о пятилетнем плане и I том сочинений т. Сталина, и т. д.1 Преподаватели выступали с докладами на политические темы. Профессор Федоровский, проф. Кацнельсон и доцент Поллак выступали в октябре 1946 г. с докладами о постановлениях ЦК ВКП (б) о журналах «Звезда» и «Ленинград», доцент Лаптев о пятилетнем плане, доцент Поллак о международном положении, доцент Добрускин о работе т. Сталина «Анархизм или социализм», доцент Брук «О XХIX годовщине Великой Октябрьской революции», научные работники руководили кружками и агитколлективами в институте2. Анализ многочисленных протоколов партийных собраний, ученых советов вузов приводит к выводу о том, что обсуждение «судьбоносных» постановлений нередко носило формальный характер. Собрания превращались в обычные производственные совещания, с той только разницей, что в начале каждого выступления звучали «штампы», соответствующие повестке дня, определенной партийными органами. Формалистов, критиков-космополитов и прочих «вредителей», насколько позволяют судить изученные источники, в регионе выявлено было немного. По-разному реагировали научно-педагогические работники на показательные процессы в научной среде. В Челябинском медицинском институте состоялось закрытое собрание, на котором присутствовало 111человек. Выступавшие выражали глубокое возмущение антигосударственными, антипартийными, антиобщественными поступками профессоров Клюевой и Роскина. Наряду с осуждением антипатриотических поступков Клюевой и Роскиной, ряд коммунистов указали, что имеет место преклонение перед буржуазной наукой среди научных работников института. Профессор Гинсбург якобы утверждал, "что он убедился в научной правильности своего открытия только тогда, когда он прочитал об этом в американском журнале, а научный сотрудник Брусиловская проповедовала теорию немецкого фашистского ученого Асофа". Тов. Брук в своем выступлении говорил, что профессора Гинсбург и Варшавский раболепствуют перед буржуазной наукой, восхваляя ее, ведут разговоры, что за границей лучше поставлено медицинское образование. Профессор Лифшиц И.Г. был обвинен в том, что он не согласен с закрытым письмом ЦК ВКП (б) по делу Клюевой и Роскина. Действительно, он был не согласен с коллегами, выступавшими на собрании и с их оценкой деятельности Клюевой и Роскина как преступной. Лифшиц заявил, что "Здесь применялись выражения «омерзительный поступок», за эти поступки не привлекают к уголовной ответственности"3. Во многих вузах Челябинской области проверочными бригадами были "зафиксированы" случаи проявления космополитизма. Они сообщали в обком парии, что научные работники педагогического института якобы указали, что доцент психологии Беляева-Экземплярская с пренебрежением относится к научным трудам советских ученых в области психологии и "высоко ставит работы буржуазных ученых", она «печатала свои статьи о людях в американских журналах и гордится этим». Доцент физики т. Шереметьев обвинялся в том, что получал иностранные журналы и "открыто восхищался их содержанием, изданием, иллюстрациями, восхвалял их перед студентами"4. В Троицком ветеринарном институте коммунисты резко критиковали поведение профессора Мищенко, который читал в институте патологическую физиологию и «базировал весь курс на данных иностранных ученых в этой области». Профессор Мещенко был обвинен в том, что находился в 1942–43 гг. в немецком плену, работал у немцев в Берлине и в своих лекциях "открыто подчеркивает преимущества немецкой науки перед советской"5. В Магнитогорском педагогическом институте преподаватель западной литературы т. Рубинштейн якобы неоднократно на своих лекциях подчеркивала "превосходство западной культуры и в ряде случаев протаскивала тезис о подражательном характере русской литературы"6. В большинстве своем преподаватели вузов не проявляли резкой оппозиции по отношению к официальной идеологии и методам руководства высшим образованием. Поддерживая постановления партии, сами педагогические работники "сигнализировали" в обкомы, горкомы, райкомы партии о случаях отклонений от партийной линии в научно-педагогической среде. Преподаватели, которые имели взгляды, хотя бы немного отклонявшиеся от общепринятых, как правило, не находили поддержки у себя в коллективе и осуждались. Судя по источникам, проявления нонконформизма в среде профессорско-преподавательского состава были немногочисленными. В условиях идеологической кампании по выявлению и осуждению "космополитов", обвинения в адрес преподавателей были не обоснованными. Конформизм научного сообщества привел к полному подчинению властям, исключив возможность формирования у молодых преподавателей критического мышления.
Примечания |
28.07.2003.
13.08.03