Урало-Сибирская научно-практическая конференция |
|
|
А.В. Шиловцев
После освобождения Урала от белогвардейских войск органы советской власти края стали постепенно восстанавливать и культурное строительство. Особое значение в 1919–1920 гг. приобрела ликвидация неграмотности. Более систематически и организованно эта работа стала осуществляться после издания декрета СНК «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» от 26 декабря 1919 г. Значительная роль при этом отводилась профсоюзам и организациям, созданным при их участии. Особые губернские и уездные комиссии и комитеты по ликвидации неграмотности брали на учет население в возрасте от 14 до 50 лет и открывали пункты ликбеза, а также краткосрочные курсы для подготовки кадров преподавателей. Принятые меры вскоре стали приносить определенные результаты. Например, в Челябинской губернии к апрелю 1920 г. имелось 483 школы ликбеза1, в Екатеринбургской губернии к июлю 1920 г. было открыто 200 школ для взрослых, где обучалось около 6 тыс. чел.2, а в Пермской губернии к началу 1921 г. насчитывался 241 ликпункт, где занималось 5957 чел.3 После создания в крае летом и осенью 1920 г. уездных и волостных чрезвычайных комиссий по ликвидации неграмотности эта работа стала проводиться более успешно. Основными видами обучения в этот период являлись занятия без отрыва от производства. Только для крестьян в отдельных случаях, да и то в зимний период, открывались дневные курсы. Трудящимся, обучавшимся грамоте, по мере возможности создавались необходимые условия для посещения школ и пунктов ликбеза. На все время учебы рабочий день для них сокращался на 2 часа с сохранением заработной платы. Чрезвычайные комиссии по ликвидации неграмотности разрабатывали инструкции, программы обучения по таким предметам, как арифметика, обществоведение, естествознание, а также по русскому, башкирскому и другим национальным языкам. Создавались специальные учебные пособия для взрослых. Отмечая определенные успехи органов советской власти края в этой работе, нельзя не заметить, что полностью ликвидировать неграмотность взрослого населения за такой короткий промежуток времени было невозможно. Так, по данным Пермского Губграмчека за 1920 г., из принятых на учет 496123 неграмотных (около 30% населения) было обучено лишь 19565 чел. (около 4%)4. Так же, как и в деле организации школ для детей, трудности переживаемого периода не позволили в полной мере осуществить намеченные преобразования. Но несмотря на это был достигнут и положительный эффект – массовый культурный поход привел к тому, что уже к началу 1921 г. число неграмотных среди трудящегося населения стало сокращаться. И хотя по уровню грамотности населения среди 51 губернии РСФСР Урал в 1920 г. не был в числе передовых (Екатеринбургская губерния занимала 28 место, Пермская – 23-е, Челябинская – 37-е)5, фундамент, заложенный в эти годы в деле повышения образовательного уровня, помог совершенствовать работу по ликбезу в последующие годы.
Примечания |
28.07.2003.
14.08.03