Урало-Сибирская научно-практическая конференция



Художественные выставки на Урале в годы Великой Отечественной войны

А.В. Сперанский


Институт истории и археологии УрО РАН

620026, г. Екатеринбург, ул. Р.Люксембург, 56;
 Е-mail: istor@uran.ru 

Все произведения, созданные в годы войны уральскими живописцами, скульпторами, графиками, имели ярко выраженную идеологическую направленность, отличались воспитательным пафосом. Их тематика, сюжетная линия, стиль написания – все было подчинено распространению и утверждению только одной формулы: «искусство борется». Находясь в границах этого канона, деятели изобразительного искусства уральского региона отображали в своих произведениях главным образом темы здорового народного коллективизма, единства народа и партии, героизма фронтовиков и тружеников тыла. Эта ориентация убедительно прослеживалась и в проводимых в годы войны на Урале художественных выставках. Их целью также являлась мобилизация масс и воспитание чувства патриотизма, ненависти к врагу. Проблематика этих экспозиций, как правило, отражала доблестное прошлое русского народа, трудовой героизм тружеников тыла, храбрость фронтовиков и злодеяния немецких оккупантов.     

В 1941 г. в Свердловске была организована оборонная выставка «Защита Родины». На ней были представлены картины, показавшие историю русского оружия со времен Александра Невского до славных побед Красной Армии1. В годы войны в Свердловске был проведен еще целый ряд демонстраций публике произведений художников Среднего Урала, повествующих об историческом прошлом уральской земли, о соревновании между фронтом и тылом, о героических буднях Свердловской области.

Художественные экспозиции, посвященные оборонно-мобилизационной тематике, имели место в военный период и в Молотовской области. Причем наряду с выставками, проводимыми в областном центре, организовывались показы картин в районных центрах Прикамья: Чермозе, Верхних Муллах и др. В июле 1943 г. в восьми залах Молотовского художественного музея была развернута выставка ленинградских художников «Ленинград в дни блокады», где демонстрировалось 400 картин, рисунков и скульптур, отразивших бессмертный подвиг осажденного города. Экспозиция ленинградцев вызвала большой общественный резонанс. За тридцать дней проведения выставки ее посетили более 11 тыс. чел. За период войны на Западном Урале областным отделением художников были организованы и проведены еще несколько выставок: «Художники Молотовской области в дни Великой Отечественной войны», «Урал – арсенал Великой Отечественной войны» и др.2

Большая работа по представлению публике оборонных произведений художников проводилась в Оренбуржье, Зауралье, на Южном Урале. Силами челябинских мастеров кисти были подготовлены выставки: «Великая Отечественная война», «Тыл – фронту», «Зверства фашистов», «Картины боя». С 1942 г. в Челябинской области появилась новая форма показа оборонных картин – передвижные выставки. Сначала по решению отдела по делам искусства облисполкома начали работать две такие выставки: «Челябинская область в Великой Отечественной войне» и «Первомайский приказ товарища Сталина», а затем они были объединены под общим названием «Великая Отечественная война»3.     

В Курганской области в г. Куртамыш была организована персональная выставка художника Пржецлавского, написавшего ряд интересных полотен военной тематики. Большой интерес у жителей Зауралья вызвала также передвижная выставка «Курганская область в дни Великой Отечественной войны», на организацию которой партийно-государственные органы выделили 75 тыс. руб. Эта экспозиция картин местных художников демонстрировалась в Кургане, Шадринске, Долматово, Катайске, Юдино и других населенных пунктах4.

Работа по организации выставок местных художников велась и в автономных республиках Урала. В Уфе традиционными стали вернисажи, проводимые в художественном музее имени М.В. Нестерова. Пользовались успехом у зрителей художественные экспозиции «За Родину» (1942) и «25 лет ВЛКСМ» (1943). В Ижевске прошли три республиканские выставки (1942, 1943, 1945), представившие публике лучшие произведения удмуртских художников военной поры5.     

Самым примечательным из вернисажей оборонных произведений художников стал «Урал – кузница оружия», проведенный в 1944 г. в Свердловске при участии деятелей изобразительного искусства Москвы, Свердловской, Молотовской и Челябинской областей. Подготовка к этой выставке получила широкую известность в стране, поэтому весь ее ход строго контролировался партийно-государственными органами. Решением областных комитетов ВКП(б) на подготовку и проведение выставки было выделено 340 тыс. руб.6 Среди наиболее ярких произведений критика выделила пейзажи прикамских художников А. Зеленина, Ф. Дорошевича, тематические картины свердловского автора Г. Мелентьева («У пресса», «Цех»), портреты работавшего в то время в Свердловске Ю. Бершадского, триптих челябинца В. Давыдова «Урал – кузница оружия» и ряд других работ7.     

В целом вернисажи военной поры были отражением господствующей в стране атмосферы. Художники Урала, как и представители других видов искусства, создавали свои произведения в условиях постоянного контроля со стороны господствующего в стране политического режима. В этой обстановке в творческой работе трудно было избежать агитационно-пропагандистских штампов, набивших оскомину стереотипов. Любая инициатива мастера, выходящая за рамки дозволенного властными структурами, могла иметь самые печальные последствия: от потери возможности заниматься творческой деятельностью до более суровых репрессий. Все это оказывало огромное влияние и на общую тематику выставок, и на сюжеты картин, экспонирующихся на них. Однако несмотря на все ограничения, связанные с политической конъюнктурой, выставки произведений художников уральского региона большей частью правдиво отображали тяжелые будни военных лет, отличались высоким уровнем исполнительского мастерства и в целом оправдывали свое политическое и художественное предназначение.

Примечания:
1. ЦДООСО. Ф.4. Оп.36. Д.237. Л.88.
2. Серебренников Н. Агитационная работа (пермских) художников в период Великой Отечественной войны // На Западном Урале. Пермь, 1951. С.154; Максакова Л.В. В рядах воюющего народа (Из истории советской культуры в годы Великой Отечественной войны). М., 1965. С.204, 205; ГАНИОПДПО. Ф.1. Оп.22. Д.344. Л.24.
3. ОГАЧО. Ф.288. Оп.8. Д.255. Л.6; Семочкина Е.И. Челябинские художники в Великой Отечественной войне // Седьмые Бирюковские чтения, посвященные 250-летию Челябинска. Челябинск, 1987. С.45, 46.
4. .ГАОПДКО. Ф.166. Оп.2. Д.307. Л.23–25.
5. ЦГАООРБ. Ф.122. Оп.26. Д.444. Л.158; Поляк А.И. Художники Удмуртии. Ижевск, 1970. С.9; Удмуртская правда. 1942. 2 декабря; 1943. 24 ноября.
6. РЦХИДНИ. Ф.17. Оп.43. Д.1657. Л.121; Д.1222. Л.152; Д.2415. Л.21 об.
7. РГАЛИ. Ф.962. Оп.6. Д.1101. Л.5; Павловский Б. Художники на Урале. Краткий обзор за 30 лет. Свердловск, 1948. С.47–49.


 

28.07.2003.

14.08.03

 Рейтинг ресурсов