Урало-Сибирская научно-практическая конференция |
|
|
Т.Е. Ускова
Экономические реформы, начавшиеся в России в 90-х гг., объективно способствуют усилению внимания к территориальному аспекту управления. Самым значительным компонентом территориальной организации российского общества выступают города. В них сосредоточена большая часть населения (73%), основной производственный и интеллектуальный потенциал страны. Именно города являются главными носителями резервов роста российской экономики. Темпы развития городских муниципальных образований определяются как объективными факторами, так и субъективными, и в первую очередь, выбранной системой управления. Управление развитием городов может осуществляться с помощью широкого спектра конкретных действий, посредством которых местная администрация стимулирует развитие экономики, создает новые рабочие места, увеличивает налогооблагаемую базу, расширяет возможности для таких видов экономической деятельности, в которых заинтересовано местное сообщество. Однако социально-экономическое положение большинства российских городов продолжает оставаться во многом противоречивым, сложным, что вызывает глубокую тревогу в обществе и служит источником социальной напряженности. Особую озабоченность вызывает отсутствие ясных и согласованных с обществом стратегических целей и приоритетов в социально-экономическом развитии и эффективных механизмов их реализации. В связи с этим наличие стратегии развития представляется жизненно необходимым. Стратегия перспективного развития города предполагает наличие определенных стратегических целей, приоритетов и этапов развития, ресурсов и методов их преобразования для достижения целей, а также способов выбора наиболее эффективной стратегии из числа возможных. Важнейшим элементом стратегии перспективного развития города является планирование. Именно планирование обеспечивает целенаправленность управления, баланс отраслевых, региональных и местных интересов в решении совокупности проблем городов, приоритетное место среди которых занимают проблемы, связанные с повышением качества жизни населения. Новому качеству планирования, в большей мере, отвечает стратегическое планирование, которое является одним из наиболее распространенных механизмов решения стоящих перед городом проблем и вовлечения в этот процесс субъектов хозяйствования различных форм собственности. Стратегическое планирование – основа среднесрочного и краткосрочного планирования. Соответственно, планы, программы и проекты, разрабатываемые на средне- и краткосрочный периоды должны быть направлены на достижение приоритетных целей и стратегических направлений развития города. Вологодский научно-координационный центр ЦЭМИ РАН в течение ряда лет проводит исследования по проблеме совершенствования управления социально-экономическим развитием муниципальных образований. В результате были определены подходы к реформированию управления и разработана многоуровневая система индикативного планирования, обеспечивающая переход стратегическим формам управления. Первый уровень составляет подсистема стратегического управления городом. Механизмом реализации этой подсистемы является разработка концепции социально-экономического развития города и соответствующих ее реализации индикативных показателей. Подсистема охватывает временной период 5–10 и более лет. Второй уровень представлен подсистемой тактического управления, охватывающей среднесрочный период развития в 3–4 года. В рамках этой подсистемы реализуются стратегические цели и приоритеты, выработанные на первом уровне. Основные механизмы реализации направлений концепции – разработка комплексной программы или плана социально-экономического развития города, а также целевых программ развития. Третий уровень – подсистема оперативного управления, направлен на выполнение тактических целей и задач развития. Данный уровень управления может быть реализован посредством разработки и выполнения плана развития на 1 год с разбивкой плановых мероприятий по кварталам (месяцам). Обратную связь и непрерывность процесса стратегического планирования обеспечивает регулярно проводимый мониторинг. Таким образом,
многоуровневая система
индикативного планирования и
управления социально-экономическим
развитием города базируется на
принципах стратегического
управления. Оперативное
управление социально-экономическим
развитием городов
осуществляется с учетом
сформированной стратегии
развития. |