Урало-Сибирская научно-практическая конференция |
|
|
В.А. Маслянкин
В прошедшем году впервые за годы рыночного реформирования вопрос развития промышленности России рассматривался на заседании Правительства Российской Федерации. На нем выступил Губернатор Свердловской области Э.Э.Россель с конкретными предложениями по стратегическому развитию одной из базовых отраслей экономики страны. Ранее этот же вопрос «Перспективы развития базовых отраслей Свердловской области в 2002-2003 гг.» рассматривался на заседании Экономического Совета при Губернаторе Свердловской области, где были даны рекомендации основным акционерам и руководителям предприятий по техническому перевооружению предприятий, продолжению практики создания вертикально-интегрированных структур, создания условий для расширения внутреннего рынка. Итоги работы промышленности Свердловской области в 2002 г. и за 5 месяцев 2003 г. имеют положительную динамику важнейших макроэкономических показателей. Объем промышленного производства в 2002 г. по полному кругу предприятий в действующих ценах увеличился на 16,4%, индекс физического объема промышленного производства составил 104 (по России в целом 103,7%). Объем инвестиций, направляемых в экономику и социальную сферу области, возрос в текущих ценах на 31.2%, в сопоставимых на 18%. Номинальные денежные доходы населения и номинальная начисленная заработная плата одного работника в 2002 г. увеличилась на 31,3% и 37% соответственно, реальные располагаемые денежные доходы населения и реальная заработная плата составили 113% и 117,8% к уровню 2001 г. Эти результаты не случайны. Об этом говорят итоги работы промышленного комплекса Свердловской области январе-мае текущего года. Объем производства промышленной продукции за 5 месяцев в текущих ценах составил 117 млрд. рублей, что превышает уровень производства за январь-май 2002 г. на 29,5%, индекс физического объема промышленного производства составил 110%. Высокие темпы роста физических объемов производства имеют черная и цветная металлургия 109,8 и 108,9 процентов соответственно. Важнейшей задачей, стоящей перед экономикой Свердловской области, является поддержание и дальнейшее развитие позитивных тенденций, проявляющихся как в устойчивом экономическом росте, так и в увеличении объемов инвестирования. Резкий спад промышленного производства в 90-е годы в связи с жестким реформированием экономики прекращается, начинается ее оживление и необходима программа стабилизации и дальнейшего роста экономики. Требуемый рывок в экономической и технологической сферах, по нашему мнению, связан с активной ролью государства в экономике и невозможен силами «свободного рынка», в особенности характеризующегося системной недооформленностью. К сожалению, долгосрочной стратегии развития Российской Федерации сегодня не существует. В этих условиях задача стратегического планирования развития ее субъекта многократно усложняется. Работа в этом направлении в Свердловской области ведется с 1999 г. Толчком послужил не только продолжающийся экономический рост, но и оказавшийся абсолютно верным расчет на дальнейшее оживление экономики. Масштабы и динамика общественного воспроизводства, устойчивость развития экономики непосредственно определяются наличием, состоянием и уровнем использования производительных сил. Повышение эффективности их использования требует новых подходов к их количественному и качественному состоянию и к развитию и размещению. Это справедливо и для индустриальной Свердловской области с традиционно утяжеленной структурой промышленности, и для других субъектов Федерации и России в целом. Таковы предпосылки создания в Свердловской области «Схемы развития и размещения производительных сил на период до 2015 года», разработанной впервые в новейшей российской практике. На заседании Правительства Свердловской области обсуждены основные направления Схемы развития и размещения производительных сил. Это предплановый стратегический документ научно-индикативного характера, обосновывающий региональную стратегию развития отраслей, отраслевых комплексов, территории и устанавливающий оптимальные темпы и пропорции рационального размещения и развития производительных сил в экономическом пространстве Свердловской области с учетом финансового состояния экономики. Особенностями документа явилось, прежде всего, принятие в разработку наравне с традиционными элементами производительных сил малого предпринимательства, инновационного и научного потенциала, потребительского рынка, состояния инфраструктуры. Кроме того Схема построена на партнерских отношениях с хозяйствующими субъектами и учитывает территориальные интересы. На начальном этапе предприятия и муниципальные образования представляли свои долгосрочные планы развития. Их сведение воедино легло в основу инерционного варианта развития Свердловской области. Роль региональной власти заключается в определении стратегических ориентиров области с учетом этих намерений. Так был создан инновационный вариант. Концепция (сценарные условия) и Рекомендации по разработке Схемы стали методологической основой для создания и взаимоувязки сначала отраслевых схем, затем – территориальных. Завершающим этапом явился процесс сопряжения отраслевого и территориального разделов, согласования межотраслевых и территориальных интересов с позиций комплексного и сбалансированного развития экономики и социальной сферы области. Этот завершающий этап работы показал корректность реализации всех предыдущих этапов. Схема развития Свердловской области рассмотрена Президиумом Уральского отделения РАН, Советом по изучению производительных сил и Президиумом Российской академии наук. Принято решение разработать основные положения Концепции Генеральной Схемы Российской Федерации и провести в конце 2003 г. в Екатеринбурге Всероссийскую научно-практическую конференцию по методологии разработки региональных Схем развития. Однако стратегия – «живой» документ, мы продолжаем ее совершенствовать. Подразумевается также регулярная корректировка по данным мониторинга социально-экономического развития области. Важнейшим результатом работы над Схемой является детальный анализ предпосылок и угроз развитию области. 1. В силу исторических, геополитических и экономико-географических причин для Уральского региона характерны индустриальный тип развития и преобладание первичных секторов в валовом региональном продукте, несмотря на положительные сдвиги последнего десятилетия. 2. Демографическая ситуация неблагоприятна и характеризуется так называемым постарением населения – ростом доли лиц старше трудоспособного возраста при сокращении доли лиц трудоспособного возраста населения до 15 лет. 3. Грядущий дефицит отдельных видов минерально-сырьевых ресурсов балансируется как за счет северных месторождений области, так и путем сотрудничества с другими регионами России. 4. Перспективный дефицит топливно-энергетических ресурсов заставил уже сегодня начать работу по освоению северных месторождений энергетических углей, наращиванию собственных генерирующих мощностей, включая строительство нового энергоблока на Белоярской АЭС, а также по развитию сотрудничества с энергосистемами Тюменской области и Республики Коми. 5. Высокая (более 50%) степень износа основных фондов, особенно в промышленности. В связи с этим – широкомасштабные мероприятия технического перевооружения, модернизации и реконструкции, которые закладываются в Схеме. 6. Неоптимальная отраслевая структура инвестиций с преобладающими вливаниями в промышленность, в том числе в отрасли сырьевой направленности, куда устремляется половина общего объема инвестиций. Подход известен, и он в полной мере используется в Схеме – приоритет производству конечного передела, инфраструктурным отраслям, социальной сфере. 7. Экологические проблемы, традиционно свойственные для Урала. Для утилизации накопившихся за 300 лет развития промышленности на Урале 9 млрд. тонн отходов производства в Свердловской области реализуется программа переработки техногенных образований. Приоритеты экономической и социальной политики в Свердловской области определены в Схеме как повышение благосостояния населения и ускоренное развитие социальной инфраструктуры в результате развития реального сектора экономики. В свою очередь, прогресс в реальном секторе сегодня невозможен без подъема промышленности на качественно новый уровень. Точки роста определены — это во-первых, повышение инновационной составляющей; активизация инвестиционной деятельности; развитие человеческого потенциала – улучшение здоровья, повышение уровня образования и квалификации жителей области. Важным условием является оптимизация структуры промышленности в пользу социально ориентированных отраслей и отраслей с высокой добавленной стоимостью продукции, при этом базисными для области останутся металлургический и высокотехнологичный машиностроительный комплексы. Хотя в металлургическом комплексе произойдут изменения, он снизит свой удельный вес с 55% до 41%. Первичные сектора снизят свою объемную долю при росте технологической составляющей с применением современных ресурсосберегающих технологий. Высокая энергоемкость промышленности области делает особо эффективными мероприятия по энергосбережению – по оценке, удельная энергоемкость ВРП должна сократиться к концу 15-летнего периода более чем на треть по одному варианту и наполовину – по другому. Более высокие сектора экономики получат развитие за счет инноваций и коммерциализации. Доля машиностроения и металлообработки в области вырастет с 16% в 2000 г. до 28% в 2015 г. Многие предприятия уже реально конкурентоспособны на мировом рынке. В перспективе прогнозируются структурные изменения в ассортименте их продукции. Основным условием успеха высокотехнологичной сферы области является развитие науки и кооперация ее с производством. Отдельное внимание уделено развитию инновационной деятельности с постепенным ее расширением по отраслям и территориям. В Схему включен и комплекс действий по развитию научно-технического потенциала области. Одним из наиболее важных шагов в этой сфере стало участие области в прямом финансировании научных разработок совместно с Российским фондом фундаментальных исследований. По нашим прогнозам к 2015 г. количество базовых научных организаций увеличится почти на треть, а численность сотрудников в научно-технической сфере вырастет на две трети. Залогом успеха стратегических направлений развития области является рост инвестиций. Для реализации мероприятий по реконструкции, техническому перевооружению и освоению новых видов продукции необходимо привлекать в экономику области 4‑5 млрд. долларов США ежегодно (сейчас около 2-2,5 млрд). Сформированный в рамках Схемы портфель инвестиционных проектов обеспечен примерно наполовину собственными средствами предприятий, остальные средства предстоит привлечь. В структуре финансовых ресурсов области снизится роль прибыли и бюджетных средств, существенно возрастет значение внебюджетных фондов, несколько увеличится удельный вес амортизационных отчислений. Среди методов активизации инвестиций, используемых Правительством Свердловской области можно назвать: - сотрудничество с международным рейтинговым агентством «Standard and Poor’s» по поддержанию кредитного рейтинга Свердловской области; - совершенствование финансовой инфраструктуры – банковских и страховых организаций; - предоставление бюджетных кредитов, налоговых инвестиционных кредитов и налоговых льгот предприятиям, реализующим инвестиционные проекты, предоставление налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков по налогу на прибыль, налогу на имущество, земельному налогу, налогу за пользование водными объектами, транспортному налогу; предоставление государственных гарантий Свердловской области; предоставление поручительств для финансовой поддержки малых предприятий; - проведение кадастровой оценки земель; - развитие системы государственных областных целевых и инвестиционных программ; - освоение новейших форм кредитования (в том числе синдицированного кредитования крупных заемщиков), развитие страхования рисков, кредитных операций с розничными клиентами, кредитования малого и среднего бизнеса, ипотечного жилищного кредитования и потребительского кредита; - активизация деятельности предприятий по привлечению заимствований, как внутренних, так и внешних, на рынке корпоративных ценных бумаг путем выпуска конвертируемых облигаций и американских депозитарных расписок. Самым главным результатом реализации мероприятий Схемы должно стать повышение качества жизни людей. Сопутствующим Схеме документом является Концепция "Сбережение населения Свердловской области на период до 2015 г.". Предполагается, что активизация указанных точек роста приведет в действие механизм диффузии роста. Этому будет способствовать и предусмотренный в Схеме комплекс мероприятий по созданию мощной по региональным масштабам рыночной инфраструктуры – транспортной, финансовой, коммуникационной, выставочной, по предоставлению различных деловых услуг. Так, создание международного интермодального логистического комплекса, реконструкция аэропорта Кольцово, проект продления второго паневропейского транспортного коридора до Екатеринбурга позволят в полной мере использовать выгодное геоэкономическое положение области на перекрестке путей между европейской и азиатской частями континента. С легкой руки ученых в обиход вошло название "свердловский тип" финансовой инфраструктуры – сбалансированное движение банковской системы за развитием промышленности. Благоприятный деловой климат означает и широкое развитие предпринимательской инициативы. В Схеме предусмотрен большой комплекс мер по активизации предпринимательства. Стимулирование создания субъектов малого предпринимательства, механизмы микрокредитования и микролизинга субъектов малого бизнеса, кооперация крупных и малых предприятий – вот неполный перечень заложенных в Схеме инструментов при особом внимании развитию малого предпринимательства в сельских районах и малых городах. Активизация точек роста обеспечит качественные структурные преобразования экономического комплекса. Предполагается, что к 2015 г. половина объема ВРП будет приходиться на производство услуг. Ускоренное развитие получат перерабатывающие отрасли и социально значимые отрасли потребительского спроса – доля промышленности строительных материалов, пищевой и легкой промышленности вырастет с 5% в 2000 г. до 13,6% в 2015 г. С применением рационального территориального разделения труда и разумной специализации территории получат более сбалансированное и пропорциональное развитие. Общим для всех станет увеличение производства продукции высоких переделов, опережающий рост социально-значимых отраслей промышленности, особое внимание инвестициям в коммунальное хозяйство, транспорт и связь. Значительных пространственных сдвижек в размещении производительных сил в регионе не произойдет. Изменения будут носить качественный характер. Депопуляцию планируется компенсировать ростом производительности труда, повышением квалификации. Двукратное превышение скорости роста инвестиций над скоростью роста промышленности потребует адекватного развития финансовых структур. Уральские заводы-гиганты, оставаясь на своем географическом месте, получат развитие путем технического перевооружения, применения ресурсо- и энергосберегающих технологий. Накладывают свою ответственность и социальные обязательства: в Свердловской области политики брошенных заводов и умирающих малых городов и поселков не будет. В сопоставимых условиях к 2015 г. валовой региональный продукт Свердловской области вырастет по сравнению с 2000 г. в 2,8-3,4 раза, продукция промышленности — в 2,5-2,7 раза, валовая продукция сельского хозяйства — в 2,1-2,4 раза, объем инвестиций в основной капитал по кругу крупных и средних предприятий — в 6,5-7,6 раза. Однако конечной целью всей нашей работы является повышение уровня жизни населения области. Расчеты показывают, что к 2015 г. обеспеченность среднестатистической семьи в Свердловской области будет в 5 раз превышать минимальный прожиточный уровень и в 2,7 раза минимальный потребительский бюджет семьи в год. Это, в свою очередь, вызовет увеличение потребительского спроса, рост оборота розничной торговли прогнозируется более ускоренным (в 3-3,7 раза), чем рост в промышленности (2,5-2,7 раза). Получили
проработку в рамках Схемы и
перспективы материальной
базы отраслей социальной
сферы. Одним из приоритетных
направлений в развитии
социального блока является
активизация жилищного
строительства. Планируется
увеличить ввод жилья с 600
тысяч квадратных метров в 2000
г. до 2-х миллионов – в 2015 г. |