Урало-Сибирская научно-практическая конференция



О механизме формирования инновационной системы в России

Л.И. Леонтьев


Институт металлургии УрО РАН,
620016, г.Екатеринбург,ул.Амундсена,101
admin@imet.sco.ru
 

Вторая половина 1990-х годов стала для российской науки периодом преодоления кризиса, результатом которого явились невостребованность научных разработок и низкий уровень инновационной активности отечественных предприятий. Сейчас состояние российской науки остается критическим. Доля страны на мировом рынке наукоемкой продукции составляет около 0,3 процента. Ежегодное обновление основных фондов научно-технического комплекса не превышает 2-3 процентов, материально-техническая база научных организаций стремительно стареет. Для выхода из создавшейся ситуации необходимо сформировать институты, содействующие передаче инноваций в производственный сектор, «приучению» предприятий к инвестированию в инновационные проекты.     

Меры по поддержке инноваций должны включать:

- создание комплексной инфраструктуры, обеспечивающей введение результатов научной деятельности в хозяйственный оборот, в том числе содействие созданию и укреплению инфраструктуры, поддержка инновационной деятельности (центров инжиниринга, венчурного предпринимательства, бизнес-инкубаторов, технопарков, инновационно-технологических центров, офисов по трансферу технологий);

- подготовку кадров для инновационной сферы, в том числе технических специалистов, вооруженных современным инструментарием для успешной работы по выдвижению инноваций в производство;

- использование механизмов снижения инновационных рисков в наукоемкие и высокотехнологичные проекты за счет государственной поддержки заключительных стадий исследований, разработок и доведения их до стадии коммерческого исполнения;

- стимулирование развития наукоемких производств в особых экономических зонах (технико-внедренческих зонах).

В настоящее время существуют и проблемы использования научно-технического потенциала научных учреждений в инновационном процессе. Так, фактически законодательно запрещено ведение научными учреждениями производственной деятельности (выпуск и реализация продукции): в случае, если соотношение научной и производственной деятельности становится меньше соотношения 70:30, организация перестает считаться научной и лишается всех льгот. Переход на казначейское обслуживание внебюджетных средств в сочетании с запретом на получение кредитов для бюджетных организаций осложняет инновационные процессы на стадии их практического использования. Помимо того, отсутствует разумное законодательство по интеллектуальной собственности. Существующее положение о принадлежности авторских прав на разработки бюджетных организаций государству лишает возможности оперативно и эффективно коммерциализировать эти права.

Предлагаемый механизм развития инновационного процесса в России. Первоначально необходима выработка государственных приоритетов в сфере науки и техники, которую можно подразделить на уровни:

1 уровень – фундаментальные исследования, оборонные разработки, работы в области охраны окружающей среды – обеспечение безопасности государства и международного авторитета (критические приоритеты);

2 уровень – прорывные технологии, обеспечивающие экономическую независимость России, импортозамещающие технологии;

3 уровень – поддержка отечественных товаропроизводителей для продвижения отечественных товаров к мировому уровню, увеличение числа технологически передовых предприятий, обеспечивающих создание новых рабочих мест (социально-ориентированные приоритеты).

Далее следует выработать системы налоговых льгот для каждого уровня приоритетов, например:

от полного или частичного (на 20-50 %) освобождения от федеральных налогов для 1-го уровня приоритетов, до освобождения от местных налогов при частичном освобождении от федеральных - для 3-го уровня;

предоставление инвестиционно-налогового кредита на 1-5 лет;     

освобождение от НДС и ввозных таможенных пошлин импортируемого оборудования, сырья, материалов, лицензий, ноу-хау, необходимых для реализации инновационных проектов, не являющихся конкурентными отечественным производителям (или снижение налога и пошлин на 50-75 %);

снятие ограничения на ускоренную амортизацию научного и технологического оборудования;

исключение из налогооблагаемой базы промышленных предприятий стоимости оборудования, опытных образцов, переданных для испытаний или безвозмездно предоставленных научной организацией в процессе выполнения договора на создание научно-технологической продукции;

полное освобождение от налога на имущество научных организаций, имеющих статус некоммерческой организации и учреждения, при условии прохождения ими государственной аккредитации;

отмена налога на имущество на научное, опытно-производственное оборудование, приборы, иные основные средства, приобретенные за бюджетные и внебюджетные средства;

разрешение научным организациям самостоятельно производить переоценку специализированного научного оборудования;

для государственных некоммерческих организаций, в т.ч. Российской академии наук, целесообразно сохранить право бессрочного безвозмездного пользования землей, иначе потребуется значительное увеличение их финансирования; для стимулирования инновационной деятельности и привлечения внебюджетных инвестиций целесообразно разрешить указанным организациям сдавать землю в аренду для организации инновационных комплексов (центров, парков) на долевой основе;

для коммерческих научно-технических организаций, занимающихся инновационной деятельностью, минимизировать земельный налог или стоимость аренды;

законодательно стимулировать коммерциализацию интеллектуальной собственности, предоставив возможность ее вклада в уставной капитал коммерческой организации; повысить материальную заинтересованность физических лиц в реализации патентов, ноу-хау и т.п.