Урало-Сибирская научно-практическая конференция |
|
|
Л.И. Леонтьев
Вторая половина 1990-х годов стала для российской науки периодом преодоления кризиса, результатом которого явились невостребованность научных разработок и низкий уровень инновационной активности отечественных предприятий. Сейчас состояние российской науки остается критическим. Доля страны на мировом рынке наукоемкой продукции составляет около 0,3 процента. Ежегодное обновление основных фондов научно-технического комплекса не превышает 2-3 процентов, материально-техническая база научных организаций стремительно стареет. Для выхода из создавшейся ситуации необходимо сформировать институты, содействующие передаче инноваций в производственный сектор, «приучению» предприятий к инвестированию в инновационные проекты. Меры по поддержке инноваций должны включать: - создание комплексной инфраструктуры, обеспечивающей введение результатов научной деятельности в хозяйственный оборот, в том числе содействие созданию и укреплению инфраструктуры, поддержка инновационной деятельности (центров инжиниринга, венчурного предпринимательства, бизнес-инкубаторов, технопарков, инновационно-технологических центров, офисов по трансферу технологий); - подготовку кадров для инновационной сферы, в том числе технических специалистов, вооруженных современным инструментарием для успешной работы по выдвижению инноваций в производство; - использование механизмов снижения инновационных рисков в наукоемкие и высокотехнологичные проекты за счет государственной поддержки заключительных стадий исследований, разработок и доведения их до стадии коммерческого исполнения; - стимулирование развития наукоемких производств в особых экономических зонах (технико-внедренческих зонах). В настоящее время существуют и проблемы использования научно-технического потенциала научных учреждений в инновационном процессе. Так, фактически законодательно запрещено ведение научными учреждениями производственной деятельности (выпуск и реализация продукции): в случае, если соотношение научной и производственной деятельности становится меньше соотношения 70:30, организация перестает считаться научной и лишается всех льгот. Переход на казначейское обслуживание внебюджетных средств в сочетании с запретом на получение кредитов для бюджетных организаций осложняет инновационные процессы на стадии их практического использования. Помимо того, отсутствует разумное законодательство по интеллектуальной собственности. Существующее положение о принадлежности авторских прав на разработки бюджетных организаций государству лишает возможности оперативно и эффективно коммерциализировать эти права. Предлагаемый механизм развития инновационного процесса в России. Первоначально необходима выработка государственных приоритетов в сфере науки и техники, которую можно подразделить на уровни: 1 уровень – фундаментальные исследования, оборонные разработки, работы в области охраны окружающей среды – обеспечение безопасности государства и международного авторитета (критические приоритеты); 2 уровень – прорывные технологии, обеспечивающие экономическую независимость России, импортозамещающие технологии; 3 уровень – поддержка отечественных товаропроизводителей для продвижения отечественных товаров к мировому уровню, увеличение числа технологически передовых предприятий, обеспечивающих создание новых рабочих мест (социально-ориентированные приоритеты). Далее следует выработать системы налоговых льгот для каждого уровня приоритетов, например: от полного или частичного (на 20-50 %) освобождения от федеральных налогов для 1-го уровня приоритетов, до освобождения от местных налогов при частичном освобождении от федеральных - для 3-го уровня; предоставление инвестиционно-налогового кредита на 1-5 лет; освобождение от НДС и ввозных таможенных пошлин импортируемого оборудования, сырья, материалов, лицензий, ноу-хау, необходимых для реализации инновационных проектов, не являющихся конкурентными отечественным производителям (или снижение налога и пошлин на 50-75 %); снятие ограничения на ускоренную амортизацию научного и технологического оборудования; исключение из налогооблагаемой базы промышленных предприятий стоимости оборудования, опытных образцов, переданных для испытаний или безвозмездно предоставленных научной организацией в процессе выполнения договора на создание научно-технологической продукции; полное освобождение от налога на имущество научных организаций, имеющих статус некоммерческой организации и учреждения, при условии прохождения ими государственной аккредитации; отмена налога на имущество на научное, опытно-производственное оборудование, приборы, иные основные средства, приобретенные за бюджетные и внебюджетные средства; разрешение научным организациям самостоятельно производить переоценку специализированного научного оборудования; для государственных некоммерческих организаций, в т.ч. Российской академии наук, целесообразно сохранить право бессрочного безвозмездного пользования землей, иначе потребуется значительное увеличение их финансирования; для стимулирования инновационной деятельности и привлечения внебюджетных инвестиций целесообразно разрешить указанным организациям сдавать землю в аренду для организации инновационных комплексов (центров, парков) на долевой основе; для коммерческих научно-технических организаций, занимающихся инновационной деятельностью, минимизировать земельный налог или стоимость аренды; законодательно
стимулировать
коммерциализацию
интеллектуальной
собственности, предоставив
возможность ее вклада в
уставной капитал
коммерческой организации;
повысить материальную
заинтересованность
физических лиц в реализации
патентов, ноу-хау и т.п. |