Урало-Сибирская научно-практическая конференция |
|
|
С.М. Алдошин, В.Г. Зинов
Зарубежный опыт показывает, что основой успеха концепции «от фундаментальных исследований до стадии промышленного использования» является отлаженный организационно-правовой механизм, элементами которого являются законодательство и организационные структуры, обеспечивающие процедуры трансфера технологий. Основным достоянием научных институтов является интеллектуальная собственность, коммерческая реализация которой является стимулом и дополнительным источником доходов. Для практической реализации политики в вопросах эффективного управления интеллектуальной собственностью в большинстве зарубежных институтов созданы офисы по лицензированию и трансферу технологий Повседневная работа подобных офисов организуется так, чтобы не пропустить возможность использования перспективных технологий, которые возможно в будущем будут иметь рынок и большую общественную значимость. Сложность заключается в том, что значимость большинства новых научных результатов не очевидна с коммерческой точки зрения, их основной особенностью является их эмбриональный характер развития, большинство из них даже не дотягивает до прототипа, что делает их очень рискованными для реализации в бизнесе. Хорошо функционирующие отделы коммерциализации и передачи технологий могут выступать в качестве инструмента привлечения инвесторов в регион и создания партнерств между местными и зарубежными предпринимателями, с одной стороны, и институтом, с другой стороны. В этом отношении институтские специализированные офисы могут служить важной составной частью всеобъемлющей программы регионального развития. Отделы по коммерциализации и передаче технологий следует рассматривать как неотъемлемые компоненты национальной инновационной системы. Наибольшей эффективности их деятельность достигает, если создана институциональная (организационная) и методическая связь с другими видами инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства, такими как фонды льготного финансирования, технопарки, специализированные подразделения органов исполнительной власти и пр. В докладе обсуждаются опыт работы созданного в конце 2001 Центра коммерциализации научно-технических разработок в Институте проблем химической физики РАН в г. Черноголовка Московской области. Практическая работа по формированию благоприятной атмосферы в коллективе в поддержку действий администрации по коммерциализации, по предотвращению потерь коммерчески значимых секретов и преждевременному раскрытию изобретений, по мотивированию авторов разработок и соблюдению баланса интересов всех участников процесса коммерциализации, по проведению технологических аудитов выполненных разработок, по повышению квалификации кадров, по поиску партнеров и сопровождению работы с ними позволил сделать некоторые выводы о типовых проблемах и тенденциях развития служб коммерциализации. В докладе обсуждаются вопросы управления интеллектуальной собственностью в научно-исследовательском институте и возможности закрепления прав на результаты научно-технической деятельности, полученные за средства бюджета, возможности предотвращения конфликта интересов между участниками инновационного процесса. Приводятся результаты отбора коммерчески значимых разработок и обсуждается процесс формирования отношений с внешними партнерами. Особенности организации специализированного подразделения в НИИ и его финансирования. В докладе рассматриваются возможности взаимодействия служб коммерциализации с инфраструктурой поддержки предпринимательства в научно-технической сфере, в частности, с Центром трансфера технологий и Инновационно-технологическим центром РАН в Черноголовке. Хотя
институтские офисы не
созданы в качестве
самоокупаемых центров,
приносящих прибыль,
зарубежный опыт говорит
о том, что, в конечном
итоге, они могут стать
самоокупаемыми.
Экономическая выгода как
для государства, так и
для общества состоит в
экономической
деятельности, которая
возникает в самом
процессе
коммерциализации. Сюда
следует отнести создание
новых малых и средних
предприятий в сфере
высоких технологий,
создание новых рабочих
мест для
высококвалифицированных
сотрудников, а также
увеличение налоговых
поступлений в результате
появления
дополнительной
экономической
деятельности. |
28.07.2003.
05.08.03