Урало-Сибирская научно-практическая конференция |
|
|
Ю.С. Комратов, О.С. Лехов
Целью исследования является определение напряженно-деформированного состояния и характер течения металла, возникающего в очаге деформации при прокатке широкополочных балок в горизонтальных и вертикальных валках универсальных клетей УБС. Напряженное состояние в горизонтальных и вертикальных валках определялось от действия усилия прокатки и температурных напряжений. Для горизонтальных валков учтены также остаточные напряжения, возникающие при их изготовлении. Материал балки в очаге деформации испытывает упругопластические деформации, которые достигают конечных значений. Причем сопротивление деформации определялось в зависимости от степени и скорости деформации, а также от температуры металла. Модуль упругости металла принимался в зависимости от температуры металла. Считаем, что материал валков подвержен только упругим деформациям и напряжениям, подчиняющимся закону Гука. С модулем упругости 205 МПа и коэффициентом Пуассона 0,3. коэффициент трения в очагах деформации определялся в зависимости от температуры металла. Для решения упругопластической задачи, методом конечных элементов в объемной постановке использован пакет ANSYS. В силу симметрии очага деформации рассматривалась четверть продольного сечения балки с двумя валками. Учитывалась деформация двутавровой заготовки по трем направлениям на основе трехмерной, объемной модели. Результаты расчета процесса прокатки получены в виде эпюр распределения нормальных и касательных напряжений по дугам захвата и ширине очага деформации с горизонтальными и вертикальными валками. Анализ расчетных данных показал, что в очаге деформации реализуется благоприятная с позиции качества проката схема напряженного состояния с преобладанием высоких сжимающих напряжений. Например, нормальные напряжения в очаге деформации горизонтальных валков при изменение температуры балки от 1040 0С до 700 0С возрастают с 610 МПа до 862 МПа, а в очаге деформации вертикальных валков изменяются от 514 МПа до 913 МПа. Величина
касательных
напряжений, которые
определяют износ
торцевых
поверхностей
горизонтальных
валков, зависит как от
разности скоростей
металла и валков, так
и температуры металла
и равна 84
Напряжения в валках при прокатке определялись одновременно при исследовании напряженно-деформированного состояния очагов деформации при прокатке двутавровой балки. Расчет напряженного состояния валков выполнен на основе решения объемной задачи теории упругости методом конечных элементов с использованием программы ANSYS. Установлено, что радиальные сжимающие напряжения при температуре металла 1040 0С не превышают 300 МПа. В случае понижения температуры металла до 700 0С радиальные напряжения увеличиваются в 1,6 раза. Тангенциальные напряжения в области очага деформации являются также сжимающими. Их уровень ниже радиальных напряжений примерно в два раза. Растягивающие тангенциальные напряжения в валках возникают в области их входа в очаг деформации и их уровень не превышает 60 МПа. Также определены
температурные
напряжения в валках,
вызванные
неоднородным полем
температур в момент
разогрева и выхода на
квазистационарный
температурный режим
работы. Установлено,
что в период прокатки
поверхность валка
разогревается до
температуры 318 0С,
а в период пауз
охлаждается до 90 0С,
причем это происходит
на глубине до 3
|
Урало-Сибирская
научно-практическая конференция
Материалы докладов
© Уральское
отделение Российской академии наук
28.07.2003.
07.10.03