Важнейшие
результаты научных исследований за 2006 г. |
Методологические проблемы научно-технологического развития в рамках
трансформации региональных социально-экономических комплексов.
Разработана методология согласованного территориально-отраслевого технологического развития, включающая методику диагностики социально-экономической и экологической емкости территорий, а также их позиционирование в рамках двух моделей: «отраслевой потенциал – территориальный климат» и «уровень отраслевого развития – конкурентоспособность территории». Предложенная методология с применением кластерного анализа позволила провести типологию территорий Свердловской области и сформировать направления их устойчивого развития на основе повышения эффективности территориально-отраслевого взаимодействия (рис.26).
Рис.26. Основные этапы выбора приоритетов инновационного развития регионов.
Результаты исследования представлены в монографии «Согласованное территориально-отраслевое развитие старопромышленного региона» (авторы – Романова О.А. и др.). Предложена методика анализа потенциала научных организаций как ресурса инновационного развития, основанная на использовании форсайт-технологий и ориентированная на выявление сильных и слабых сторон научного комплекса региона. (рис.27).
Рис. 27. Методология оценки сбалансированности территориально-отраслевого развития региона.
Разработка найдет применение в сфере управления инновационными процессами в Свердловской области и других субъектах Уральского экономического района. Опубликована монография «Движение регионов России к инновационной экономике» (авторы – А. И. Татаркин, А. Ф. Суховей, И. М. Голова). Создан инструментарий формирования региональной промышленной политики, направленный на повышение конкурентоспособности продукции и перевод промышленного развития на новую парадигму «сетизации» региональных промышленных систем на основе кластерных принципов. Значение разработки определяется возможностью формирования на ее основе управляющих воздействий по слагаемым институциональной матрицы общественного устройства, в том числе при становлении наукоемких производств, разработке механизмов и мер воздействия органов власти и управления на становление новой промышленной системы. Обоснованы главные направления и методы государственной поддержки процессов модернизации промышленного комплекса региона. Определены стратегические направления модернизации наукоемких отраслей промышленности и эффективность их реализации. Предложен ряд методических подходов, в частности: методика анализа конкурентных позиций на традиционных и новых рынках; методика оценки ресурсных возможностей модернизации предприятий, предполагающая анализ сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей наращивания конкурентного потенциала; методика отбора модернизационных проектов для приоритетного финансирования за счет средств бюджетов всех уровней. По результатам исследований издана монография «Научно-технологический комплекс крупнейшего города: возможности развития» (авторы – А.И. Татаркин и др.).
Разработаны стратегические подходы к
формированию инновационной активности муниципальных образований
различного типа, реформированию системы их межбюджетного выравнивания с
учетом перехода от затратного метода управления бюджетными ресурсами к
модели, сочетающей преимущества управления затратами и результатами,
институционального обновления жилищно-коммунального хозяйства.
Определены стадии жизненного цикла монопрофильного города сырьевого типа.
Разработана методология формирования инновационного развития территорий.
Результаты исследования представлены в серии публикаций. (Институт
экономики). Разработан механизм формирования инновационной среды в дотационном регионе посредством проведения сравнительного анализа различных типов национальных инновационных систем и моделей инновационного процесса. Обосновано развитие инновационных процессов в Курганской области на основе интерактивной модели, в которой впервые учтены особенности отраслевой структуры региональной экономики, а также специфика инновационного развития производительного региона в «сырьевой» экономике. Реализация предложенной модели окажет содействие выходу экономики дотационного региона из кризиса и построению основ инновационной экономики – «экономики знаний» (рис.28.).
Рис.28. Различия по целям, средствам, результатам экономики знаний и традиционной экономики.
(Курганский филиал Института
экономики).
Определены направления и экономическая
эффективность применения высоких технологий в природно-ресурсных
отраслях хозяйства и социальной сфере. Подчеркнута специфика и
необходимость разграничения научной, научно-технической и инновационной
деятельности. Это позволило установить наиболее приемлемую в северных
условиях организационную структуру деятельности в области гео- и
биотехнологий, лесохимии, создания композиционных керамических
материалов на основе нанотехнологий, экологических и медицинских
нововведений. В изданной коллективной монографии «Север: наука и
перспективы инновационного развития» доказана целесообразность
ресурсно-инновационной стратегии устойчивого развития регионов Севера. (Институт
социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми НЦ).
Методологические проблемы экономической теории.
Впервые применен аппарат институциональной
экономической теории к изучению проблем производства новых знаний, что
позволило осуществить типологизацию институтов производства новых знаний,
отличающуюся от известных подходов комплексным характером анализа.
Эмпирическое доказательство выявленной структуры базируется на основе
исследования представительной выборки промышленных предприятий, значимой
для реального сектора экономики. Полученные теоретические выводы и
миниэкономические зависимости по систематизации эффектов снижения рисков
и издержек производства новых знаний хозяйствующими субъектами являются
основой разработки современной внутрифирменной политики по производству
новых знаний. (Институт экономики).
Трансформация социально-экономического пространства России; стратегия
территориального развития. Научные основы региональной политики;
экономический федерализм. Устойчивое развитие регионов и городов.
Обоснована необходимость формирования региональной конкурентной политики, предложены критерии и показатели для оценки ее стратегической направленности, а также результативности реализации. В серии опубликованных работ рассмотрена современная организационно-правовая среда разработки и реализации конкурентной политики субъектов РФ и муниципальных образований в модернизируемой экономике. Предложены современные экономические институты и инструменты (кластерные инициативы, государственно-частное партнерство), нацеленные на повышение конкурентоспособности территорий через реализацию имеющихся и формирование новых конкурентных преимуществ. Предложен теоретико-методологический подход к анализу устойчивости развития территориальных социально-экономических систем, основанный на оценке степени реализации их внешних и внутренних функций. Разработаны методические основы оценки устойчивости развития территориальных социально-экономических подсистем в рамках субъекта РФ на основе построения их типологий и анализа динамики показателей социально-экономического благополучия территорий. Проведено теоретическое обоснование вариантов структурной, региональной модели размещения и развития производства, ориентированной на учет программ развития территориальных производственных комплексов. Результаты представлены в монографиях «Типология муниципальных образований как территориальных социально-экономических подсистем», «Модернизация социально-экономического развития муниципальных образований. Т.1.». Разработаны теоретические основы создания стратегии социально-экономической интеграции сопредельных индустриальных территорий в Уральском экономическом районе. Решены проблемы адаптации теории регионального неравновесия к территориальному микроуровню, соответствующему муниципальным образованиям и их ассоциациям, использованию фундаментальных положений интеграционной деятельности на микроуровне, а также адекватности теории социальной ответственности современным реалиям. Издана коллективная монография «Оценка социально-экономических последствий ликвидации угольной отрасли на территории Кизеловского угольного бассейна». (Институт экономики).
Сформулирован концептуальный подход к
механизму согласования интересов субъекта РФ и теплоэнергетического
комплекса в процессе их экономического развития. Проанализирован
отечественный и зарубежный опыт гармонизации интересов субъекта
федерации и хозяйственного комплекса региона. Обоснована необходимость
формирования эффективных региональных институтов, координирующих
социально-экономическое взаимодействие между ними, что позволит в
значительной мере снизить уровень трансакционных издержек в реальном
секторе экономики и обеспечить устойчивое развитие. Опубликованы
монографические работы «Теория, методология и практика исследования
институциональных отношений в территориальных сообществах» ; «Экономический
рост и эффективность институциональных отношений в реальном секторе
экономики» (автор – Ю.А.Малышев). (Пермский филиал Института
экономики).
Усовершенствованы графические модели «совокупного
спроса – совокупного предложения» и «совокупных расходов» с учётом
реальных экономических явлений, в частности цикличности эластичности
реального ВВП по его дефлятору. Это позволило значительно продвинуть
теоретико-методологические исследования основных макроэкономических
процессов как основы при разработке прогнозов социально-экономического
развития страны и её регионов. (Челябинский филиал Института
экономики).
Разработан комплексный подход к оценке
эффективности использования информационных технологий предприятиями,
основанный на многокритериальном анализе. Предложен математический
аппарат для обоснования главных направлений развития информационных
технологий в отраслевом и территориальном аспектах. Разработка применена
при создании «Программы информатизации Оренбургской области на 2007-2010
годы» и может быть использована для определения отраслевых и
территориальных приоритетов эффективного развития информационных
технологий. (Оренбургский филиал Института экономики).
Построена система моделей для расчета
показателей конкурентоспособности регионов. В основу расчетов впервые
положен аппарат функции теории комплексной переменной, в том числе
преобразование Лапласа с учетом коэффициентов дисконтирования.
Опубликована монография «Проблемы управления конкурентоспособностью
региона», (авторы – Х.Н. Гизатуллин, И.З. Мустаев). (Уфимский филиал
Института экономики).
Природно-ресурсный потенциал как основа национального богатства и
устойчивого экономического роста.
Разработан методологический подход к
системной оценке объектов недропользования как элемента национального
богатства, основанный на институционально-эволюционной парадигме
экономической теории. Создан методический инструментарий, базирующийся
на общественной значимости этих объектов, что позволило реально оценить
национальное богатство недр уральского Севера и наметить пути их
освоения. Результаты исследований представлены в коллективном издании «Комплексная
оценка природно-ресурсного потенциала в коридоре трассы железной дороги
«Урал Промышленный-Урал Полярный». (Институт экономики).
Определены особенности экономической и
социальной деятельности регионов Севера, обусловившие их
макроэкономическую динамику. Выявлена частичная конвергенция или
некоторое сближение уровней экономического и социального развития
регионов Севера при высокой степени их дифференциации. Методами
многомерной классификации выделены четыре различные группы северных
регионов: высокоразвитые, развитые, менее развитые, проблемные. Для
каждой из них определены конкретные направления государственного (федерального
и регионального) воздействия на экономическое и социальное развитие. (Институт
социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми НЦ).
Разработаны теоретические и методические
основы государственного регулирования поисков, разведки и разработки
месторождений углеводородного сырья в новом нефтегазовом регионе с
учетом эволюционного характера процесса освоения нефтегазовых ресурсов.
Предложенная концепция является основой для совершенствования
методологии формирования экономической политики в сфере нефтегазодобычи,
решения проблем развития добывающих территорий, а также для обоснования
практических мероприятий по управлению ресурсами углеводородного сырья в
новом нефтегазовом регионе. (Отдел экономических исследований
Архангельского научного центра).
Современная энергетическая политика и механизмы ее реализации.
Управление энергетическими системами.
Исследована специфика научно-технической
политики и установлена взаимосвязь между признаками «северности» и
типами технико-экономических укладов. Для северных территорий выявлен
дисбаланс между научно-техническим потенциалом и низким уровнем развития
внедренческой инфраструктуры. Установлено, что коммерциализация научных
идей на Севере во многом зависит от выбранной системы государственного
управления научно-технической политикой: в форме активного вмешательства
(государственного предпринимательства) или содействия (создания
благоприятных экономических условий). Показано содержание
научно-методического сопровождения государственной поддержки
инновационно активных предприятий и дана комплексная оценка ее
эффективности. Предложен алгоритм отбора научно-технических и
инновационных проектов для государственной поддержки инновационной
деятельности. (Институт социально-экономических и энергетических
проблем Севера Коми НЦ).
|
© Уральское отделение Российской академии наук |
Главный ученый секpетаpь УрО РАН,
член-корреспондент РАН Романов Евгений Павлович
E-mail: romanov@prm.uran.ru
Тел:(343) 374-07-47
28.11.07