Использование
результатов научных разработок за 2006 г. |
Институт
экономики
Определены региональная специфика развития
технопарков и предпосылки создания приборостроительного технопарка в г.
Екатеринбурге. Разработана концепция его формирования, в рамках которой
определены этапы создания, рассчитана эффективность. Предложен план
мероприятий по созданию и развитию технопарка на базе ФГУП «НПО
Автоматики» с последующей его трансформацией в территориальный кластер.
Проведена корректировка территориальных
схем развития производительных сил Свердловской области до 2015 г., а
также тома 9 «Сопряжение отраслевого и территориального разделов «Схемы
развития и размещения производительных сил на территории Свердловской
области на период до 2015 года»». По итогам работы принято Постановление
Правительства Свердловской области «О внесении изменений в постановление
Правительства Свердловской области, Союза местных властей Свердловской
области, Свердловского областного Союза промышленников и
предпринимателей, Федерации профсоюзов Свердловской области от
31.12.2002 г. № 1481-ПП/12 «О Схеме развития и размещения
производительных сил Свердловской области на период до 2015 года».
Осуществлен мониторинг наркоситуации в
регионах России с использованием медицинских (эпидемиологических),
социологических и социально-экономических методов исследования. Создан
компьютерный программный комплекс, позволяющий автоматизировать процесс
мониторинга масштабов распространения и незаконного потребления
наркотиков в субъектах РФ. Работа выполняется по заказу Федеральной
службы РФ по контролю за оборотом наркотиков.
Разработан методический инструментарий
оценки деструктивных тенденций в экономике региона (влияние теневой
экономики, энергодефицита, экологического фактора, социально значимых
заболеваний, в том числе наркомании), позволяющий выявить скрытые
характеристики изменяющейся экономической динамики, строить посценарные
прогнозы социально-экономического развития территорий. Результаты
исследований внедрены в рамках ФЦП «Комплексные меры противодействия
злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 – 2009 гг.»
и комплекса научно-исследовательских работ, выполненных по заказу
Правительства Свердловской области.
Разработана методика оценки и
прогнозирования демографического состояния на территориях локального
уровня. Проведен комплекс исследований, включающий в себя анализ условий
и факторов, оказывающих влияние на демографические показатели на
локальных индустриальных территориях. Разработка направлена на снижение
влияния негативных факторов на демографические показатели развития
локальных индустриальных территорий и предназначена для использования
органами местного самоуправления и субъектов федерации в целях улучшения
демографических показателей и разработки стратегических планов
реабилитации территорий.
Разработана «Схема развития и размещения
производительных сил Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020
г.». Выполненный комплексный прогноз по региону на долгосрочную
перспективу в двух вариантах (инерционном и инновационном) будет
использован Администрацией ХМАО и его муниципальных образований при
реализации «Схемы».
Проведено экономическое обоснование
выращивания саженцев ели в условиях техногенного загрязнения для целей
проведения реконструкции зеленых насаждений муниципального образования
«г. Красноуральск». Предложенный проект позволяет применить технологию
реконструкции ослабленных зеленых насаждений для снижения негативного
воздействия загрязнения среды от ОАО «Святогор» путем внедрения ели
европейской в культуры саженцев в г. Красноуральске.
Выполнен анализ и разработан среднесрочный
прогноз тенденций развития важнейших отраслей хозяйственного комплекса
Урала, размещения производительных сил до 2010 г. Осуществлена
разработка прогнозных интерактивных схем агрегированных грузопотоков с
территориальной привязкой сводных схем прогнозных грузопотоков по
отделениям СвЖД и наиболее крупным промышленным узлам. Цель внедрения
результатов обоснования среднесрочных перспектив изменения основных
грузопотоков – развитие СвЖД как важнейшей составляющей хозяйственного
комплекса региона.
Разработан документ «Охрана окружающей
среды Пермского края на 2006-2010 годы», который передан в Правительство
Пермского края и включен в качестве раздела в «Программу
социально-экономического развития Пермского края до 2010 г.». Результаты
исследования отражены также в «Концепции экологической политики Пермской
области».
Подготовлена «Концепция краевой целевой
программы «Развитие строительного комплекса Пермского края на 2007-2012
гг. и дальнейшую перспективу». Программа нацелена на реализацию
приоритетных национальных проектов – «Доступное и комфортное жилье –
гражданам России», «Здоровье», «Образование», «Развитие АПК»,
федеральных, областных (краевых), муниципальных, корпоративных программ
строительства. «Концепция» утверждена Постановлениями Законодательных
собраний Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Идея
создания технополигона поддержана Президиумом Пермского научного центра
УрО РАН.
Разработана методика проектирования
социально-экономического развития муниципального образования как
социально-экономической системы, сформулированы концептуальные подходы к
разработке стратегии, генерального плана и программы развития в
контексте построения системы программно-целевого управления. Разработки
легли в основу программ социально-экономического развития Бардымского,
Суксунского, Ильинского, Ординского, Оханского муниципальных районов
Пермской области, Березовского городского округа Свердловской области,
Советского района ХМАО-Югры.
Сформирована «Программа информатизации
Оренбургской области на 2007-2010 годы». Обозначены цели, задачи,
основные принципы реализации Программы. Определены приоритетные
мероприятия, областные органы, механизмы и порядок реализации и
финансирования концепции. Выполнено социально-экономическое обоснование
Программы, определены объемы ее финансирования.
Разработана Подпрограмма «Электронное
правительство», направленная на формирование сетевой
информационно-коммуникационной инфраструктуры, поддерживающей процесс
выполнения федеральными органами исполнительной власти своих функций. В
ходе ее выполнения обоснованы подходы упрощения для граждан доступа к
информации, повышения прозрачности и контролируемости власти со стороны
общества, сокращения влияния человеческого фактора в деятельности
исполнительного аппарата государства, привлечения широких слоев граждан
к управлению регионом.
Предложены методики оценки труда персонала
всей организации, ее структурных подразделений и работников. Определены
показатели оценки трудового вклада работников в общие результаты работы
организации. Данными разработками решается проблема оценки труда в
рыночной экономике, что создает основу для справедливого начисления
заработной платы, прямой связи оплаты труда с его результатами.
Разработана и внедрена на ряде предприятий
«Рыночная система управления трудом» («РОСТ»), предназначенная для
химических, металлургических и сельскохозяйственных предприятий. Данная
система имеет весьма значительные экономические и социальные
преимущества перед традиционной тарифно-окладной системой управления,
существенно повышает мотивацию труда, творческую активность персонала,
позволяет согласовать интересы собственников и персонала. Система
внедрена в ОАО «Пластик» (г. Сызрань), ОАО «Уральский завод резиновых
технических изделий», в ОАО «Челябинская птицефабрика».
Разработана методика оценки структурных
сдвигов социально-экономической деятельности территориальных
образований. Методологический подход к управлению структурными сдвигами
позволяет определить основные направления совершенствования развития
территориальной системы. Предлагаемая система дает возможность местным
органам власти направить их деятельность на эффективное устранение
перекосов между социальной, экологической и экономической сферами
города.
Сформулированы системы мотивов труда и
мотивов ответственности менеджеров, передаваемых корпоративной культурой
организации. Разработаны элементы корпоративной культуры организации,
которые влияют на мотивацию менеджеров. Теоретические исследования,
проведенные на этом этапе работы, позволят обогатить знания по вопросам
мотивации и стимулирования труда менеджеров организации. Практические
результаты исследования позволят специалистам предприятий разработать
ценности корпоративной культуры, которые будут включать мотивы труда и
мотивы ответственности менеджеров.
Разработан экономический механизм
управления риском здоровью населения от загрязнения атмосферного воздуха
выбросами многокомпонентной неорганической пыли (МНП) предприятиями
Свердловской области. Даны предложения по изменению порядка нормирования
выбросов МНП в рамках существующего законодательства, стимулирующие
внедрение экологически эффективных противопылевых мероприятий.
Разработаны рекомендации по учету, контролю и нормированию выбросов
мелкодисперсной пыли ПМ10, наиболее опасной для здоровья людей.
Предложен методический инструментарий расчета платы за загрязнение
атмосферного воздуха выбросами пыли и оценки ущерба (убытков) от
аварийного загрязнения атмосферы.
Обоснованы формы и методы регионального
механизма управления реализацией «Программы развития производства
медицинской техники и изделий медицинского назначения в Свердловской
области на 2006-2010 гг.» в рамках национального проекта «Здоровье».
Проведен анализ существующих форм, методов и инструментов реализации
региональных программ развития. Определены рыночные, отраслевые и
территориальные предпосылки создания механизма реализации данной
Программы. Разработаны принципы и основные направления деятельности
Ассоциации производителей медтехники Свердловской области. Представлены
концепция и программы создания Торгового дома производителей медтехники
Свердловской области. Разработан комплекс мероприятий поддержки
деятельности предприятий – производителей медтехники. Разработки
использованы Министерством промышленности, энергетики и науки
Свердловской области.
Подготовлена «Концепция промышленной
политики Свердловской области». Определены место и роль региональной
промышленной политики в системе государственного управления РФ.
Разработаны стратегия, механизм, принципы и инструменты промышленной
политики субъекта федерации. Обозначены основные кластерные принципы
управления промышленным развитием в технологии разработки промышленной
политики Свердловской области. Сформированы программно-целевые
мероприятия и пакет предложений по разработке нормативно-правовых актов
по реализации промышленной политики. Выполненная работа нацелена на
удвоение областного ВВП.
Разработана энергетическая стратегия
Пермского края на период до 2025 г. Проведена оценка экономического
потенциала Пермского края, рассмотрены вопросы энергосбережения.
Предложения переданы в Министерство градостроения и инфраструктуры
Пермского края.
Разработана система нормативов обеспечения
населения услугами учреждений культуры, позволяющая оценить социальный
результат их деятельности, обосновать социально приемлемый уровень
культурного обслуживания населения, сравнить различные территории по
этому показателю и выявить «узкие места» областной культурной политики.
Возможный эффект от внедрения разработки – повышение эффективности
функционирования муниципальных учреждений культуры и эффективности
управления их деятельностью на муниципальном и региональном уровнях.
Предложен методический инструментарий
определения размера платы за негативное воздействие на окружающую среду
и размера убытков от нарушения природоохранного законодательства в
результате аварийного загрязнения окружающей среды. Даны рекомендации по
изменению порядка экологического учета и нормирования в организации
системы экологического менеджмента. Сформулированы предложения
(рекомендации) по изменению нормативно-правовой базы в области
экологического страхования, экологического аудита, учета экологического
фактора в оценке земель. Разработка завершена и готова к практическому
использованию, а ее внедрение создаст условия для повышения
экономической заинтересованности природопользователей в снижении
негативного воздействия на окружающую природную среду.
Разработаны методические рекомендации по
рсозданию и мониторингу комплексной программы социально-экономического
развития малого города, а также оценке ее эффективности. Обоснована
система программных мероприятий и механизм их реализации. Определена
технология реализации муниципальных программ как способа согласования
экономических интересов субъектов управленческой иерархии по горизонтали
и вертикали. Результаты исследования будут полезны при подготовке и
реализации комплекта документов государственного управления развитием
сельских поселений регионов в условиях реформы местного самоуправления,
сбережения коренных малочисленных народов Севера.
Предложен комплексный подход к оценке
эффективности использования информационных технологий предприятиями,
основанный на многокритериальном анализе уровня развития информационных
технологий и производственно-экономического потенциала территорий.
Разработан математический аппарат для обоснования главных направлений
развития информационных технологий в отраслевом и территориальном
аспекте, учитывающий зависимости эффективного развития предприятий
различных отраслей от уровня использования информационных технологий на
данной территории. Результаты использованы Оренбургским филиалом ГУ ИЭ
УрО РАН при создании «Программы информатизации Оренбургской области на
2007-2010 годы» и послужат основой для определения отраслевых и
территориальных приоритетов эффективного развития информационных
технологий.
Разработан методический подход к
обоснованию повышения уровня налоговых поступлений в зависимости от
производственно-экономического потенциала территорий. Предложен
теоретический подход к определению эффективности использования бюджетных
средств на основе оценки динамики показателей социально-экономического
развития муниципальных образований. Предложенные походы реализованы
Оренбургским филиалом ГУ ИЭ УрО РАН при разработке «Концепции
промышленной политики Оренбургской области на период 2007-2015 годы» и
могут быть использованы при составлении программ регионального развития
и формировании бюджетов региона и муниципальных образований.
Институт
социально-экономических и энергетических проблем Севера
Разработана методика рентной оценки
древесных ресурсов. На основе логики исчисления ренты структурирована и
развернута схема определения основных компонентов лесного дохода.
Принципы, процедуры и алгоритмы, описанные в текстовой части методики,
дополнены программными модулями в формате ACCESS. Расчеты выполнены на
информационной базе Прилузского лесхоза Республики Коми.
Созданы методика и
программно-вычислительный комплекс для оценки показателей надежности и
средств ее обеспечения в объединенных электроэнергетических системах при
анализе перспектив развития ЕЭС России в рыночных условиях. Показано,
что для условий рыночных преобразований приемлемы методы оптимизации
средств обеспечения надежности – резервов мощности и пропускных
способностей межсистемных связей, основанные на применении нормативных
показателей надежности, рассчитанных для отдельных ЭЭС, но с учетом
договорных отношений между субъектами рынка на поставку электроэнергии в
аварийных ситуациях. Разработан необходимый спектр показателей
надежности, который позволяет выявить слабые места в объединении ЭЭС и
обосновать необходимость их усиления. Располагая такой информацией,
субъекты рынка электроэнергии (генерирующие и сетевые компании) должны
почувствовать преимущества объединения и экономические предпосылки
создания оперативного резерва генерирующей мощности на этапе его
обоснования.
|
© Уральское отделение Российской академии наук |
Главный ученый секpетаpь УрО РАН,
член-корреспондент РАН Романов Евгений Павлович
E-mail: romanov@prm.uran.ru
Тел:(343) 374-07-47
22.11.07