МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ТЕОРИИ. Впервые предложена классификация экономических институтов
минимального уровня хозяйствования по критериям «экзогенность/эндогенность
института» – «работник/предприятие», в которой позиционированы более
сотни ныне известных экономических институтов. В рамках данной
классификации на основе широких эмпирических исследований российских
предприятий доказан эволюционный характер развития миниэкономических
институтов. Проведенная классификация позволила выявить неравномерность
распределения групп миниэкономических институтов в пространстве
устоявшихся норм взаимодействия между экономическими агентами, а также
приоритетное направление вектора формирования экономических норм. Данная
разработка не имеет зарубежных аналогов. По результатам исследования
опубликована монография «Институты миниэкономики». (Институт
экономики).
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РАМКАХ ТРАНСФОРМАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ. Разработана стратегия развития
оборонно-промышленного комплекса (ОПК) Свердловской области на 2006-2015
гг., реализующая его самоидентификацию как инновационно-технологического
комплекса в производстве военно- и гражданско- ориентированной
продукции. Сформулированы направления изменений внешней и внутренней
институциональных сред, способствующих переходу ОПК на V и VI
технологические уклады. Предложены методика и маршрутная карта
мониторинга социально–экономического состояния предприятий в целях
достижения отраслевых параметров «Схемы развития и размещения
производительных сил Свердловской области до 2015 г.». Результаты
исследования представлены в монографии «Реструктуризация регионального
промышленного комплекса: от индустриальной к социально ориентированной
модели» и использованы при разработке программ модернизации, управления
собственностью в машиностроении, мониторинга состояния ОПК Свердловской
области.
Сформулированы теоретико-методологические
основы регионального инновационного маркетинга, который предложено
понимать как процесс выявления, создания и реализации имеющихся в
регионе инновационных возможностей в целях повышения технологического
уровня производства и жизнеобеспечения населения. Разработана методика
анализа инновационных рынков, позволяющая получить целостное
представление о слабых и сильных сторонах инновационного потенциала
территории. На основе проведенных в Свердловской области маркетинговых
исследований дана оценка уровня концентрации научно-технического
потенциала по приоритетным для РФ направлениям науки, техники и
технологиям, что дает возможность обосновать стратегию инновационного
развития региона (Рис.29). По результатам исследования подготовлена
монография «Формирование центров инновационной активности на Урале:
теория и практика». (Институт экономики).
Предложена модель формирования и
совершенствования региональной инфраструктуры мобилизационной подготовки
экономики в контексте инновационного развития оборонно-промышленного
комплекса Западного Урала. Разработаны предложения по инновационному
развитию ВПК и реализации программ социально-экономического развития
региона. (Пермский филиал Института экономики).
АНАЛИЗ НЕСТАЦИОНАРНЫХ ДИНАМИЧЕСКИХ
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ. ТЕОРИЯ И МЕТОДЫ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО
МОДЕЛИРОВАНИЯ. Разработана общая концептуальная модель регионального
транспортного комплекса. Построена модель взаимодействия народного
хозяйства и транспортного комплекса региона, использованная при
прогнозировании до 2010 года основных грузопотоков по отделениям
Свердловской железной дороги с учетом тенденций развития важнейших
отраслевых комплексов и крупнейших предприятий Урала и сопредельных
территорий. (Институт экономики).
ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ОСНОВА
НАЦИОНАЛЬНОГО БОГАТСТВА И УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
ЭКОНОМИКИ ТЕРРИТОРИЙ РАЗНОГО УРОВНЯ. Обоснован методологический подход к
оценке объектов недропользования, основанный на
институционально-эволюционной парадигме экономической теории, включающей
в себя воспроизводственный и рентный методы оценки. Уточнены сущность и
содержание основных понятий: «природное богатство региона», «структура
природного богатства региона», «потенциальное и реальное природное
богатство», «объекты недропользования», определено место природных
ресурсов в структуре национального богатства и др. Предложена структура
общественно-необходимых затрат на воспроизводство минерально-сырьевого
потенциала региона, состоящая из прямых производственных затрат,
трансакционных издержек и потребительной стоимости (ренты). Результаты
исследований представлены в монографиях «Комплексное освоение ресурсов
горной части севера Пермской области», «Север как объект комплексных
региональных исследований». (Институт экономики).
Выполнен макроэкономический анализ развития
хозяйства Севера России, на основе которого выделены четыре группы
северных территорий и определены конкретные направления государственного
воздействия на экономическое развитие каждой из них. Проведен
рефлексивный анализ реализации ресурсно-трансформационного подхода к
оценке потенциала развития муниципальных образований, выявивший основные
факторы, ухудшающие генерирование финансового дохода: инвестиционные и
корпоративные ограничения наращивания добычи минеральных и лесных
ресурсов; рост локальных дефицитов количества и качества демографических
и трудовых ресурсов; снижение уровня и структуры личных доходов сельских
жителей; нестабильность градообразующей базы; усиление инфраструктурных
разрывов; демуниципализированная налоговая, промышленная и аграрная
политика. (Институт социально-экономических и энергетических проблем
Севера Коми НЦ).
Разработаны теоретико-методологические
подходы к определению социально-экономического содержания эффективности
реструктуризации экономики дотационного региона в условиях становления
«экономики знаний». Определены методологические подходы к ее
становлению, возможности повышения конкурентоспособности экономики
региона, разработаны методические основы справедливого распределения
создаваемого общественного богатства, обоснована необходимость сближения
регионов по экономическому и социальному развитию, преодоления бедности
и выравнивания качества жизни населения в каждом регионе и стране в
целом. По результатам исследований опубликованы монографии
«Реструктуризация экономики дотационного региона» и «Основы устойчивого
развития региона». (Курганский филиал Института экономики).
Проведен анализ существующих подходов к
регулированию экономического развития нефтегазодобывающего региона, в
т.ч. с использованием программно-целевого подхода, сделаны рекомендации
по выбору целесообразных форм и методов поддержки сбалансированного
развития моноотраслевой территории на различных уровнях управления
(федеральном, региональном, корпоративном). Выполнена оценка
результативности существующих интеграционных связей между реальным
сектором экономики и органами регионального управления и сформулированы
предложения по их укреплению. (Совместная лаборатория
социально-экономических проблем развития Тюменской области Института
экономики и ТюмГНГУ).
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОМ В ПРОЦЕССЕ
АДАПТАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ. Разработана «Система участия
персонала организации в бизнесе», позволяющая согласовывать
экономические интересы собственников и наемного персонала. Новизна
решения заключается в том, что доходы не только собственников, но и
персонала организации непосредственно, зависят от основных экономических
результатов работы, поэтому динамика доходов собственников и персонала
совпадает. Система не имеет аналогов в мировой практике. Полученные
результаты позволят в перспективе создать комплексную систему участия
персонала в бизнесе, включающую другие способы мотивации труда.
Опубликована монография «Как управлять трудом». (Челябинский филиал
Института экономики).
ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ПРОСТРАНСТВА РОССИИ; СТРАТЕГИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ
РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ; ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФЕДЕРАЛИЗМ. УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ
РЕГИОНОВ И ГОРОДОВ. Обоснована методология управления процессами
интеграции регионов России в систему мировой экономики в условиях
существенной межрегиональной дифференциации по уровню развития этих
процессов. Определены системные элементы управления интеграционными
процессами на уровне региональных экономических систем. Выявлены факторы
мультипликации экономической эффективности внешнеэкономической
деятельности регионов РФ, связанные с воспроизводством основных
структурных элементов системы мировой экономики на уровне региональных
социально-экономических систем. Определены возможности повышения
эффективности процессов интеграции РФ в систему мирохозяйственных связей
за счет использования потенциала «регионов-трансляторов».
Систематизированы теоретические и
методические разработки по вопросам конкурентоспособности регионов в
реформируемой экономике. Предложено использовать институциональные
преобразования – демографию организаций, эволюцию интеграции
предпринимательских структур, развитие малого бизнеса в качестве
параметров для оценки бизнес-климата территории и уровня региональной
конкурентоспособности. Это повысит результативность мониторинга
социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных
образований и обеспечит выявление конкурентных преимуществ
соответствующих территорий.
Разработаны теоретические подходы к
формированию концепции социальной ответственности бизнеса и власти.
Выявлены критерии социальной ответственности бизнеса в рамках
социально-жилищных программ предприятий при их взаимосвязи со
стратегическим развитием муниципальных образований. Результаты важны для
стратегического планирования положений по взаимодействию органов местной
власти с предприятиями и организациями по поводу развития ведомственного
подхода к решению жилищной проблемы, а также разграничения
ответственности при осуществлении социальных программ. (Институт
экономики).
Определена последовательность построения
бизнес-структуры финансового органа муниципального образования.
Сформулированы принципы построения бизнес-процессов системы управления
бюджетными ресурсами муниципального образования, разработана система
адаптивной настройки модели управления бюджетными ресурсами. Полученные
результаты позволяют перейти от систематизации теоретических положений
бюджетного менеджмента к разработке системы обоснованных решений в
текущей финансовой деятельности муниципальных образований. По итогам
исследований опубликованы монографии «Финансы бюджетных учреждений»,
«Методика бюджетирования муниципального образования», «Организация
бюджетного процесса в регионе», «Управление воспроизводством финансового
потенциала региона». (Удмуртский филиал Института экономики).
В рамках разработанной расчетной модели
произведено прогнозирование рационального количественного и структурного
состава машинно-тракторного парка для различных зон Оренбургской области
при различных вариантах формирования технического потенциала региона.
Создана модель повышения эффективности использования
сельскохозяйственной техники, основанная на принципах централизованного
применения машинно-тракторного парка и повышения эффективности системы
технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники,
основанная на функционировании независимых организационных и
информационных структур и предполагающая равноправные взаимоотношения
внутри них. Результаты исследования представлены в монографии
«Концептуальные аспекты эффективной работы сельскохозяйственной техники
и служб техсервиса на базе информационных технологий». (Оренбургский
филиал Института экономики).
Сформированы алгоритм и модель
информационного пространства для обеспечения устойчивого развития
организаций. Выявлены методологические особенности измерения
регионального уровня жизни. Выделены пять групп в удовлетворении
потребностей и возможностей населения: экономические, политические,
социально-культурные и природно-климатические условия, демографические
особенности. Построен алгоритм выравнивания уровня оказания медицинских
услуг на основе оптимального перераспределения средств, выделяемых на
здравоохранение. Основные результаты отражены в монографиях «Проблемы
управления сложными социально-экономическими системами», «Экономическая
система: организация, управление, развитие». (Уфимский филиал
Института экономики).
Установлены новые принципы
социально-экономического устройства территорий со сложными
природно-климатическими условиями. Они касаются соотношения между
освоением ресурсов и обживанием территорий, использованием человеческого
и природного потенциала и их системным воспроизводством. Представлено
наиболее полное исследование различных аспектов развития
производительных сил Севера России.
На основе переписи населения 2002 г. дана
оценка дифференциации современного демографического развития
административно-территориальных единиц РК. Проведена классификация
муниципальных образований республики по направлению и уровню изменения
численности населения, роли миграции, рождаемости и смертности.
Установлены территориальные различия в трансформации возрастных и
половых пропорций населения. Выявлены особенности формирования трудового
потенциала нефтяной и газовой промышленности РК.
Предложен организационно-экономический
механизм государственного регулирования агропромышленного производства,
основанный на увеличении бюджетных субсидий, ликвидации диспаритета цен
на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, совершенствовании
системы ценообразования, расширении госзаказа, развитии системы сбыта
продукции и инфраструктуры рынка, льготном налогообложении и
кредитовании, на повышении роли специального сельскохозяйственного
законодательства.
По результатам комплексной оценки
особенностей природохозяйственной деятельности на европейском
Северо-востоке произведены его эколого-экономическое и водохозяйственное
районирования. В каждом из них в соответствии с решаемыми задачами и
набором признаков разделения территории выделены районы различных
иерархических уровней, характеризующиеся определенными типами
водопользования, уровнями водопотребления и антропогенного воздействия.
Установлена степень влияния техногенных факторов на состояние речных
бассейнов и водных объектов. Выделены ареалы различной степени
антропогенного загрязнения поверхностных и подземных вод, произведена
оценка степени ассимиляционной способности водных объектов к внешним
воздействиям. (Институт социально-экономических и энергетических
проблем Севера Коми НЦ).
СОВРЕМЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И
МЕХАНИЗМЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ. УПРАВЛЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ.
Разработан информационно-модельный комплекс, работающий с базами данных
в Еxcel 97 на языке программирования VBA, для прогноза уровней электро-,
тепло- и топливопотребления с использованием метода укрупненных
показателей энергоемкости по видам продукции, балансов электрической и
тепловой мощностей. Предложена модель расчета производства ВРП по
сценариям развития базовых и новых отраслей экономики РК и динамики цен
на топливные ресурсы. Основным назначением модели является проведение
многовариантного и параметрического анализа прогнозной динамики и
получение обобщающей характеристики рассматриваемых сценариев в
агрегированных показателях роста экономики и энергоэффективности.
Проведена оценка влияния внешних и внутренних факторов на устойчивое
развитие ТЭК Европейского Северо-востока и степени влияния его отраслей
на ВРП Республики Коми. Установлено, что экономика РК, в большей
степени, чем России в целом, зависит от развития мировых цен на нефть в
силу большей деформации товарной структуры в сторону нефтедобычи.
Составлен прогноз вероятного коридора мировых, экспортных и внутренних
(республиканских) цен на нефть в соответствии с качеством нефти и
нефтепродуктов и доли их экспорта. Разработана
комбинаторно-вероятностная модель зависимости экономических результатов
от уровня их достоверности для прогнозирования динамики ВРП республики
на период до 2020 г., которая использует выявленную регрессионную
зависимость индекса ВРП от индексов отраслей ТЭК. (Институт
социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми НЦ).
Отчет о научной и
научно-организационной
деятельности за 2005 г. Часть 1.
|