Инновационный
потенциал академических институтов |
|||||
Фундаментальные Примеры
|
Серьезные изменения произошли и в структуре финансирования РАН. До июля 90-х годов доля бюджетного финансирования институтов превышала 95%. За последние годы доля внебюджетных источников значительно возросла и составляет в среднем около 30 процентов. Это касается как крупных институтов со сложившимися традициями, таких как Институт физики металлов, так и сравнительно небольших недавно созданных учреждений, таких как Институт органического синтеза.
Как относиться к этим изменениям? С одной стороны, стремление институтов получить дополнительные средства за счет реализации своих научно-технических разработок, надо бы вроде приветствовать, и это – один из показателей их инновационной активности. С другой стороны, надо признать, что эта складывающаяся тенденция развития, на самом деле, является негативной, поскольку отвлекает академические институты от их основной задачи – получения фундаментальных знаний, создающих основы для создания принципиально новых материалов и технологий. Важно также отметить, что академические институты являются учебно-экспериментальной базой для студентов старших курсов высших учебных заведений; без этого альянса сегодня невозможно получение качественного университетского образования. Выполняя
эти важнейшие функции, учреждения
Российской академии наук институты
всегда пользовались поддержкой
государства, не уделяя должного
внимания вопросам коммерческой
реализации своих научных
разработок. Теперь
приходится. Правильно ли это? Вопрос
дискуссионный. Во всем мире существует
разделение труда: фундаментальные
исследования ведут университеты или
научные центры, а при
них существуют
инжиниринговые фирмы, занимающиеся
передачей технологий (transfer technology). И
оно должно сохраняться. Ученым,
увлекающимся научным поиском, не совсем
свойственна сфера научно-технического
посредничества и они вряд ли смогут
быстро реализовать свои разработки,
поскольку этим надо заниматься
профессионально. Непросто оценить
значимость научной разработки, время на
ее реализацию, потенциальный рынок,
размер требуемых инвестиций, сроки
окупаемости. Разработку нужно
запатентовать, причем обстоятельно и в
нескольких странах, что также требует
немалых средств. А мы выросли в другом
мире, эта область коммерции нам
неизвестна. В этой связи я хотел бы
процитировать высказывание Президента
страны В.В. Путина: «Сегодня именно из-за
отсутствия профессионального
менеджмента Россия теряет
научные кадры и уникальные разработки, а
по существу кредитует за свой счет
другие страны, их науку и
технологический потенциал». По-видимому,
мы должны найти оптимальное соотношение
фундаментальной и прикладной
составляющих, которое обеспечивало бы
устойчивое развитие науки!
|
||||
31.10.02